пятница, 5 сентября 2014 г.

Как Запад уступает в информационной войне - io9

Джордж Дворски

Российские войска наступают в Украине, а силы ИГИЛ сеют хаос на Ближнем Востоке. На этом фоне перед миром предстает неудобный факт: они выигрывают битвы не только на поле боя, но и в умах людей. Вот как выглядит пропаганда 21-го века, к которой Запад не сумел адаптироваться.


Плакат в Севастополе. 13 марта 2014. Фото: AFP
Пропаганда может показаться архаичной концепцией, но на самом деле она живет и процветает. За последние несколько десятилетий мир значительно изменился, а вместе с ним - и средства потребления информации. Многие государства и негосударственные организации это заметили и разрабатывают новые стратегии по склонению в свою пользу общественного мнения в своей стране и за рубежом, а также по продвижению своей внешней политики.

Возрождение государственных СМИ

Одной из областей, в которой лидеры Запада явно отстают, это эффективное использование СМИ для популяризации своей точки зрения. Во многом это связано с независимостью СМИ в демократических странах; свобода прессы очень высоко ценится как институт свободно и критически мыслящего общества, ищущего в СМИ непредвзятое отражение мировых событий и способ призывать свое правительство к ответственности.

Однако много где в мире эти ценности не разделяются, в частности, в авторитарных государствах, таких как Китай и Россия. Взяв за образец государственные СМИ советского режима, Владимир Путин координирует усилия по "прекращению монополии англосаксонских СМИ" и "просвещению зарубежных стран о государственной политике" Кремля. С этой целью он вкладывает огромные средства в российские СМИ. Только во влияние на общественное мнение за рубежом Россия вкладывает около 136 миллионов долларов в год.

США готовят новый раунд экономических санкций против России

EXPAND
В настоящий момент Россия расширяет свой иностранный канал RT (ранее известный как Russia Today) и новостное агентство Ruptly. RT, начавший работу в 2005 году, сейчас вещает на английском, испанском и арабском и позиционируется как альтернатива западным международным СМИ, например, CNN и BBC. Ruptly сейчас работает над предоставление альтернативы Reuters и Associated Press по предоставлению видеорепортажей.

Как заметил Антон Трояновски: "Хотя аудитория канала сравнительно невелика, наблюдатели утверждают, что показывая все более резкую критику Запада и комментарии антиамриеканских конспирологов, а также ультраправых и ультралевых западных политиков, RT пытается подорвать авторитет западных СМИ".

Согласно Эндрю Вайссу, вице-президенту исследований Фонда Международного Мира Карнеги, "Против нас идет беспощадная пропагандистская война". Он называет RT критически важным инструментом российской внешней политики. Используя интернет, газеты и телевидение - а также использование якобы нейтральных журналистов и политологов по всему миру, - Кремль эффективно продвигает свою позицию.

Сейчас потенциальная аудитория RT составляет до 644 миллионов человек, и, будучи организацией под влиянием государства, он может включать в свои программы информацию о политике России (хороший пример можно посмотреть здесь). В дальнейшем Россия планирует расширить берлинский офис RT с двух до 30 человек. Также был принят бюджет в 39 миллионов долларов для создания вещания на французском языке.

Дезинформационные кампании

Используя СМИ и другие информационные каналы, Российская Федерация неуклонно и эффективно продвигает собственную версию происходящих событий. Ее поразительная способность контролировать информацию стала критически важной тактикой в ее попытках аннексировать часть Украины и влиять на события на Ближнем Востоке.

Например, в попытках дискредитировать украинское правительство, Россия рисует картину недееспособного государства, проваливающегося в фашизм и антисемитизм. Недавно Путин использовал классический пропагандистский прием, - ложное ассоциирование, - сравнив действия украинской армии с нацистской блокадой Ленинграда в ходе Второй Мировой войны. Я не знаю, как эти события вообще можно сравнивать, но это лишь один из многих примеров эксплуатации Путиным драматичного прошлого России.

Не менее печально известно отрицание Россией вины в трагедии малайзийского боинга MH17, произошедшей 17 июля 2014 года. Все доказательства указывают на то, что самолет сбили пророссийские сепаратисты с помощью российской зенитно-ракетной системы "Бук", однако российские СМИ рисовали совершенное иную картину, утверждая, что самолет был сбит украинскими войсками в намеренной попытке дискредитировать повстанцев. Эта дезинформационная кампания оказалась такой эффективной, что в настоящий момент 46% россиян верят, что самолет был сбит зенитной ракетой украинской армии. Вызывает опасения, что эта история распространяется и за пределами России: когда в августе я был в Словакии, я встретил несколько человек, которые тоже в это верили.


EXPAND
Освещение этого события RT. "Москва: радар украинской батареи "Буков" работал в момент сбития малайзийского самолета".

Их оружие - сомнение
Как заметила Мария-Луиза Бек, член немецкой Партии Зеленых, "наибольший успех российской пропаганды заключается в создании сомнения в том, что является правдой, а что нет".


EXPAND
В самом деле, целенаправленные попытки посеять сомнения стали визитной карточкой современной российской пропаганды. Российское ползучее вторжение в Украину будто погрузило мировых лидеров и западные СМИ в паралич. Согласно Петру Померанцеву, Путин заново изобретает военное дело 21-го века и пропаганда в этом деле очень важное оружие. В Foreign Policy он утверждает, что Россия ведет "нелинейную войну", используя "авангардную" стратегию, основанную на постулате, что конфликт в современном глобализованном мире существует в нескольких измерениях, а не просто как противостояние национальных государств. (Фото: AP)
EXPAND
Редакция Washington Post пишет об этом так:
[Это] конфликт, в котором сражаются спецназовцы без опознавательных знаков, бронеколонны ночью пересекают границу государств, обрушиваются потоки пропаганды и дезинформации, и происходят скрытные вторжения, как, например, в Крым. В этой гибридной войне гражданский авиалайнер был сбит ракетами "земля-воздух", однако ни тот, кто нажал кнопку, ни тот, кто поставил ракету, так и не был найден; летят снаряды, но никто не знает, откуда; российские военные припасы и оборудование вдруг появляются в деревнях и полях на востоке Украины. Люди гибнут, как и в любой войне, и Украина собирает силы, давая достойный уважения отпор, но в этой гибридной войне действия агрессора покрыты пеленой ­обмана.

Согласно Ури Фридману из The Atlantic, эта стратегия обмана не нова - ее методы берут начало из советской стратегии Маскировки, разработанной в 1920-х и определяемой Советской Военной Энциклопедией как "комплексные меры по введению противника в заблуждение относительно наличия и положения сил, военных целей, боеготовности и планов".
Джихад по-новому

Подобным образом Исламское Государство применяет новые изощренные методы пропаганды. Умело владея различные средства информации, эта группа использует современные видео, фотографии земли с беспилотников и многоязычные сообщения в социальных сетях. Когда их аккаунты блокируются, практически мгновенно появляются новые. Они используют такие сервисы, как JustPaste для публикации отчетов о боях, SoundCloud для аудиорепортажей, Instagram для публикации фотографий и WhatsApp для распространения картинок и видео. Они также жутким образом угрожают своим врагам. В отличие от Аль-Каеды, они редко призывают нападать на США, но недавнее обезглавливание двух журналистов - ни что иное, как угроза.

"Брат Абу Мутханна аль-Йемени - из Великобритании. Моджахед Исламского Государства".

EXPAND
Информационная кампания Исламского Государства выглядит гораздо более изощренно, чем любые попытки Аль-Каеды; их четкие видео ушли далеко вперед от зернистых, полных помех изображения Осамы Бин Ладена, вещающего на официальном арабском. Повстанцы рисуют картину, описывающую, с их точки зрения, борьбу против национального раздления и границ на Ближнем Востоке, прочерченных западными державами после Первой Мировой Войны - они называют это "разделом Крестоносцев" (эта риторика имеет опасное сходство с риторикой нацистов в отношении Версальской системы). ИГИЛ, более того, заявляет, что современные лидеры арабского мира - результат политики "разделяй и властвуй", разделяющей мусульман и мешающей им объединиться "под единым имамом, несущим знамя правды".

Что касается методов рекрутирования ИГИЛ, их эффективность ошеломляет мировых лидеров. Они используют безупречную стратегию "Успех рождает успех", привлекшую не менее 2000 жителей Запада, включая около 100 американцев и целых 250 канадцев (возможно, что и больше). Представители Великобритании утверждают, что около 500 британцев отправились в Сирию сражаться в террористических группировках, и лишь около половины вернулись. Считается, что в Сирии погибли 25-30 из них.

Фелиция Шварц из Wall Street Journal описывает типичное взаимодействие "одинокого волка" и вербовщика:

Молодой человек видит профессиональные пропагандистские видео Исламского Государства. Посмотрев несколько видео, он решает, что у него есть что-то общее с людьми на видео. Затем он может обратиться к тому, кто разместил видео в Твиттере или Фейсбуке и начать с ним общаться. В конце концов в ходе нескольких разговоров в онлайне "одинокого волка" могут убедить отправиться в Европу и дать указания, как найти конкретного человека, который может помочь ему добраться до Сирии.

В одном из таких видео снялся канадец Андре Пулен, ныне погибший солдат ИГИЛ.


Эффективность этого видео очевидна. Пулен близок зрителю, не догматик, и уверен в своих заявлениях. В его устах все это звучит так... нормально.
Неспособность адаптироваться

Политолог Питер Уоррен Сингер заявил io9: "Ирония в том, что хотя правительство США заплатило за создание интернета, на этом рынке бюрократии часто в невыгодном положении. Они не могут быть такими же гибкими, так же шокировать, что часто привлекает внимание в сети, и рискуют потерять авторитет, опустивших до уровня их негосударственных противников".

Действительно, пока Россия и Исламское Государство оттачивают свои методики пропаганды, Запад отчаянно пытается их нагнать. Эксперты пытаются осознать новую природу этих информационных войн, и пока это у них не очень получается. Центр стратегических контртеррористических коммуникаций госдепартамента США пытается противостоять пропаганнде Исламского Государства, публикуя одну за другой истории об ужасах ИГИЛ в Фейсбуке и Твиттере с хештегом #ThinkAgainTurnAway [Подумай еще раз и отвернись]. Однако, как замечает New York Times, это неравная битва:

На прошлой неделе боец ИГИЛ, называющий себя Абу Турааб написал в Твиттере: "Те, кто хочет приехать, но столкнулись с препятствиями, будьте терпеливы и храните в себе желание участвовать в Джихаде".

Госдеповский аккаунт ответил: "2 варианта для рекрутов ИГИЛ: совершить насилие и умереть преступниками, попасть в плен и тратить жизнь в тюрьме". По состоянию на пятницу твит Абу Турааба добавили в избранное 32 раза. Какого же это число для госдеповского ответа? Ноль.

Центру стратегических контртеррористических коммуникаций явно надо пересмотреть свою стратегию. Как заметил бывший контртеррористический аналитик ЦРУ Аки Перитц, эти потенциальные рекруты "в нерешительности", в основном это разочарованные подростки и люди 20-30 лет - "люди, не желающие слушать правительство США".

При этом высокотехнологичная стратегия ИГИЛ может негативно сказаться на них самих.
"Встает вопрос ценности разведданных" - рассказал Сингер io9, "Такие группы, как ИГИЛ, ненамеренно выдают очень важную информацию о себе в своих постах, открывая возможности геолокации и анализа сетей".

Установление "информационного суверенитета"

Что же делать Западу?

Во-первых, можно заняться более настойчивым контролем риторики. В любой момент государственные чиновники должны сохранять и преумножать целостность своего "информационного суверенитета" (термин, используемый в контрпропагандистских кругах), открыто отрицая заявления своих противников. Им также следует представлять собственную стройную версию событий. Одновременно, и здесь нужно поучиться у России, усилия СМИ (как частных, так и государственных) должны прилагаться к иностранным аудиториям: это продолжающаяся битва за умы и сердца, как на родине, так и за границей.

Например, очевидно, что нельзя признавать, что у США "нет политики" по Сирии (даже если это и так). Вместо этого США и другие западные страны должны взять пример с усилий украинцев по борьбе с российскими дезинформационными кампаниями. После первой волны протестов в стране был создан "Euromaidan PR" (где PR означает "Public Responsibility" - "социальная ответственность"). Эта группа состоит из около 200 англоговорящих волонтеров в Украине и за рубежом. Эти волонтеры опровергают российскую дезинформацию в социальных сетях, например, в Facebook в Twitter и в их собственном блоге. Например, в марте группа распространяла фотографии, на которых, согласно российским СМИ, были показаны колонны беженцев, бегущих из Украины в Россию. В действительности же, пояснили в группе, на фотографиях было запечатлено обычное движение на границе Польши и Украины.

Разумеется, это лишь капля в море, но это показывает, что современные методики пропаганды и контрпропаганды еще только развиваются.  У Запада есть еще много времени, чтобы наверстать упущенное.



Комментариев нет:

Отправить комментарий