суббота, 9 августа 2014 г.

Фото и розы для погибших спецназовцев ГРУ - Financial Times

Сэм Джонс, Лондон


©ITAR TASS
Владимир Путин, слева, и министр обороны Сергей Иванов, справа, посещают ГРУ (Главное Разведывательное Управление).
В неприметной классной комнате военного учебного заведения где-то в Москве на возвышении стоит металлическая скамейка, а на ней - 12 портретов в одинаковых рамках, отделанных под панцирь черепахи. Перед каждым портретом по шесть роз - красных и розовых.

Погибшие, по словам источника, показавшего Financial Times фотографии устроенного в прошлом месяце мемориала - человека, непосредственно знакомого с российской разведкой, - были сотрудниками российских спецслужб. Все 12 недавно погибли в Украине. Официально они все были на отдыхе.

Происхождение фотографий точно установить невозможно. Однако трех погибших можно опознать по независимым источникам: отдельным находящимся в открытом доступе изображениям тренировок и формы спецназа военной разведки.
Тела двух из них также были сфотографированы российским журналистом из Новой Газеты, среди других, которые вывозили из Украины в июне. На грузовике была надпись "Груз 200" - российское военное кодовое слово для транспорта с телами солдат, возвращаемых на родину.

Это убедительное, хотя и косвенное доказательство в пользу заявлений, которые Киев делал с апреля. Россия, утверждает украинское военное руководство, не просто вооружает сепаратистов на востоке страны, но и ведет там активную скрытую военную кампанию с помощью собственных элитных спецподразделений и агентов разведки.
Кремль последовательно отрицал все обвинения такого рода. Однако теперь, когда киевские войска продолжают наступать на повстанцев в Донецкой и Луганской областях, число доказательств растет - и участие российских агентов становится все более важным для исхода конфликта.

Руководители западных разведок соглашаются с киевской оценкой российских действий под прикрытием, производимых с одобрения Владимира Путина. Российские действующие агенты и спецподразделения, "несомненно", активно работают на востоке Украины, по заявлению высокопоставленного представителя британской разведки.
Становится легче найти ответ и на вопросы, кто ими руководит и что это может говорить о намерениях России.

Лица, о которых идет речь, отличаются от групп российских наемников, ветеранов российских силовых ведомств и чеченцев, ранее выявленных как участники боев бок о бок с сепаратистами в ходе промосковского восстания.

Некоторые фотографии из социальных сетей указывают на их принадлежность: на них изображены бойцы в комплектах снаряжения "Ратник" - это сложное оборудование, принятое на вооружение в российской армии только в этом году и пока что доступное только элитным частям, т.е. спецназу.

Действительно, тогда как спецназовцы вполне открыто присутствовали в Крыму перед аннексией, на востоке Украины - возможно, благодаря урокам Крыма - они действуют более скрытно.

"Спецназ - это нечто среднее между американскими Рейнджерами и британским SAS"- рассказывает Игорь Сутягин, эксперт по российским вооруженным силам и разведке в Королевском институте оборонных исследований в Лондоне. "У них есть целый спектр целей. Они могут вести бой, но также подготовлены для разведки. Для разжигания восстаний. Для контроля их. Для контрабанды оружия. Для ведения партизанских войн.
Сутягин выявляет действия Спецназа на востоке Украины с помощью десятков изображений и данных в открытом доступе, пытаясь создать картину их позиций и операций.

Использование спецназа указывает на конкретную российскую военную организацию: ГРУ, главное разведывательное управление генерального штаба. ГРУ - многочисленное силовое ведомство, размещающееся в здании в Москве, известном как "аквариум", с летучей мышью, простершей крылья над земным шаром, на логотипе - с все большей вероятностью является ключевой организацией в деятельности России по украинскому кризису.

В первые годы правления Путина ГРУ испытало значительное снижение престижа и значительности. В качестве рычагов управления Путин предпочитал другие российские разведслужбы, в особенности ФСБ. Но в конфликте в российском "Ближнем зарубежье" жесткая тактика ГРУ оказалась вновь востребована. Его директор, генерал-лейтенант Игорь Сергун, назначенный лично Путиным, стал одним из первых лиц, попавших под санкции Запада.

В ГРУ имеется восемь наземных бригад спецназа. ГРУ также контролирует десантный спецназ, 45-й полк ВДВ - элиту среди элиты, в котором состоит 700 "голубых беретов". Двое из представленных на московской поминальной церемонии были действующими военнослужащими 45-го полка.

Киевская разведка собрала множество других доказательств, указывающих на руководство восстанием со стороны ГРУ. Прослушки, сделанные Службой Безопасности Украины (СБУ), якобы представляют собой записи многочисленных звонков командиров сепаратистов своим кураторам из ГРУ.

Игорь Стрелков, командующий вооруженными силами самопровозглашенной Донецкой Народной Республики, по словам СБУ является полковником ГРУ.

Наиболее убедительны утверждений военных аналитиков, что российская деятельность на востоке Украины - хрестоматийный пример операции ГРУ.

Убийства, контрабанда оружия, создание партизансих движений с подставными лицами во главе (в ГРУ они известны как "консервы) и использование спецопераций для их поддержки: все это хорошо отрепетированные элементы доктриной тайной войны ГРУ.
По словам представителя одной из западных разведок, именно эта служба почти наверняка осуществляетогромные поставки оружия, попадающего в руки повстанцев. Значительная часть этого оружия поступает с ГРУшных складов нероссийского оружия, например, польских ПЗРК "ГРОМ". Работники ГРУ захватили их в Грузии в 2008 году и положили на хранение.

"Они занимаются саботажем и шпионажем с ограниченным использованием спецназа или агентов, принадлежность которых недоказуема", рассказывает Нигель Инкстер, бывший директор по оперативной работе и разведке MI6, а ныне директор по международным угрозам в аналитическом центре IISS. "Это война, которую никто так и не объявил".

Комментариев нет:

Отправить комментарий