Большинство американцев знает историю про «парней Пуэнт–дю–Ока», храбрых рейнджеров, которые преодолели нормандские скалы и освободили Францию от нацистских оккупантов. Но 70 лет назад, город Варшаву освободили самые обычные парни и девушки – большинство из них подростки и дети, вооруженные самодельным огнестрельным оружием и коктейлями Молотова, которые помогли отвоевать польский город у нацистских оккупантов 1 августа 1944 года и удерживали его 63 кровавых и отважных дня.
Моя мать была одним из этих юных повстанцев. В тот период жизни, когда большинство детей ходят в школу и уворачиваются от мяча, играя в “вышибалы”, она укрывалась от огня немецких снайперов, доставляя приказы через весь город в качестве курьера Армии Крайовой. Сегодня, семь десятилетий спустя, она и другие ветераны шли значительно медленнее, но на торжествах по всему городу народ независимой Польши встречал их с любовью.
В пятницу, в 5 часов вечера, по всей Варшаве загудели сирены, и все трамваи, автобусы и автомобили остановились. Люди с флажками и зажженными фаерами высыпали на улицы, чтобы отметить час «W» – точный момент начала Варшавского восстания. Сотни тысяч пришли на концерты, поминальные церемонии и мессы на открытом воздухе, чтобы вспомнить о тех, кто здесь боролся и умер за свободу. Про их рассказывает только что вышедший фильм «Город 44» (Miasto 44), а в невероятный музей, запечатлевший историю их героической борьбы, очереди растягиваются на весь квартал.
Восстание должно было длиться три дня – пока с востока не придет Красная Армия. Но вместо того, чтобы помочь восставшим, советские войска остановились и подождали, пока немцы подавили восстание и уничтожили руководство независимой Польши за них.
Запад тоже оставил варшавских поляков. Черчилль пробовал уговорить Рузвельта оказать давление на Сталина, чтобы тот разрешил самолетам союзников с оружием для повстанцев дозаправиться на советских аэродромах. После того, как Сталин отказал им первый раз, Черчилль сказал Рузвельту, что они должны попытаться еще раз и послать самолеты, даже если Сталин снова не согласится, и «посмотреть, что получится». Но Рузвельт ответил: «Я не вижу никакой выгоды в долгосрочной перспективе всей войны, если присоединюсь к предложенному тобой посланию Дядюшке Джо».
И все же Черчилль решил послать самолеты, и около 360 британских, польских и южноафриканских летчиков погибло в небе над Варшавой. Соединенные Штаты в конце концов послали одно авиационное подразделение, но было уже слишком поздно.
Когда поляки в конце концов сдались, Гитлер приказал сровнять Варшаву с землей. Когда мою мать выводили из Варшавы для депортации в лагерь военнопленных в Германии, она оглянулась и увидела оранжевое зарево - горел ее любимый город. Когда пожар погас, 85 процентов города было уничтожено. Немцы убили около 200 тысяч гражданских лиц и 16 тысяч бойцов Армии Крайовой.
Представьте себе количество жертв террористических атак 11 сентября 2001 года… каждый день… в течение 63 дней.
Через неделю после капитуляции поляков Черчилль поехал в Москву и взял с собой премьер–министра полського правительства в изгнании, который думал, что он приехал договариваться о границах послевоенной Польши. Вместо этого министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов уведомил его, что Черчилль и Рузвельт отдали Польшу в сферу советского влияния годом ранее в Тегеране. Предательство Польши Западом завершилось.
После войны героическая жертва Армии Крайовой была большей частью забыта. В Польше руководители восстания были арестованы и высланы в Москву для показательных процессов. На Западе мало кому хотелось вспоминать, как постыдно союзники оставили Польшу. Полякам Варшавы даже не позволяли участвовать в парадах победы после войны, потому что союзники признали коммунистическое правительство, поставленное у власти Сталиным.
Но дух восстания выжил в мятежных сердцах поляков. Подпольное движение, которое на короткое время освободило Польшу от нацистской оккупации в 1944 году, подготовило почву для подполья “Солидарности”, которое освободило Польшу от советского господства в 1989 году.
Если бы эта история закончилась тогда, это был бы жизнеутверждающий конец ужасной эпопеи. Но сегодня, 70 лет спустя, трагедия Варшавы повторяется в других частях света. В Сирии, где повстанцы Сирийской свободной армии поднялись против жестокого режима Ассада и попросили о помощи Соединенныe Штаты, те ничего не сделали и допустили убийство около 200 тысяч людей – примерно столько же, сколько было убито в Варшавском восстании. В Ираке, когда правительство попросило поддержки беспилотников США для ударов по наступающей террористической армии “Исламского Государства”, эти просьбы были неоднократно отвергнуты. В Украине, когда Киев попросил у Вашингтона оружия, чтобы бороться с неосоветской агрессией, США удосужились послать только армейские сухие пайки.
Урок Варшавы состоит в том, что борьба за свободу – это одинокое усилие. Враги свободы – жестокие и решительные, а союзники обычно ненадежные. Но в конце концов невозможно подавить стремление человеческого сердца к свободе.
Спросите у варшавских парней и девушек.
Перевел @konstutituta
Комментариев нет:
Отправить комментарий